Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925-1995)
Русский художник, представитель «неофициального» искусства, называвший свои композиции «метафизическими натюрмортами».
Сам термин «натюрморт» произошел от французского nature morte, что переводится как «мертвая природа», и Дмитрий Краснопевцев изображает предметы отстраненно, вне времени, лишая их индивидуальности: взору зрителя предстает не сам предмет, но его архетип, идея предмета, незыблемая, вечная, не подверженная смерти и уничтожению.
В натюрмортах Краснопевцева соединяются европейская и древнерусская традиции, рождая симбиоз искусства и философии. Его работы, изображающие существующие вне времени черепки, камни, ветви, нити и свитки напоминают голландские натюрморты ХVII века в жанре vanitas (лат. — суета, неосновательность), содержащие символику бренности бытия: черепа, увядшие цветы, портящиеся фрукты.
Дмитрий Краснопевцев вырос в районе Остоженки. С детства мальчика окружала атмосфера старины: его дед собирал коллекцию антикварных предметов — книг, монет, камней, раковин. Обширная библиотека привила Дмитрию любовь к чтению, а собрание артефактов — «любовь к предмету», уникальной вещи. Впоследствии художник перевез коллекцию деда в новую квартиру, и сам постоянно пополнял ее интересными предметами, которые находил сам или принимал в дар от друзей. Предметы, которые собирал Краснопевцев, были чрезвычайно разнообразны: книги, камни, керамика, древесные корни, высушенные листья и насекомые, раковины, черепа животных и многое другое.
Дмитрий получил основательное академическое образование – сначала в училище памяти 1905 года, потом – в суриковском институте, где преуспел в занятиях офортом. Эта старинная техника отсылает к спокойным эпохам классического искусства. Живопись Краснопевцева была, в своих основах, продолжением его офортной деятельности. Ранние работы отражают и увлечение живописца французскими художниками — Дереном, Сезанном, Матиссом. Постепенно работы художника покинули яркие цвета и человеческие образы, он сосредоточился исключительно на изображении предметного мира. В конце 1950-х его внимание окончательно захватил жанр натюрморта.
Краснопевцев превратился в заметную фигуру в художественной среде нонконформистов, однако он держался в стороне от официальных и неофициальных групп. Окончив училище, Дмитрий Краснопевцев 20 лет работал на «Рекламфильме» художником по афишам.
Зрелая манера художника сложилась в 1960-х годах. Создание большей части его произведений на 1970–80-е.
Начав выставляться, Краснопевцев быстро прославился в СССР и за рубежом, его работы приняли участие в наиболее значимых выставках нонконформистов. С 1976 года он стал членом и регулярным участником выставок Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, в 1977 году его произведения экспонировались на «диссидентской» биеннале в Венеции. При этом в 1982 году Краснопевцев был принят в Союз художников.
На знаменитом аукционе «Sotheby’s» в Москве 1988 года в числе прочих были проданы три работы Краснопевцева. В 1992 году последовательно открылись две персональные выставки его произведений: сначала в Центральном доме художника, а потом и в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В том же году Краснопевцев стал первым художником — лауреатом негосударственной российской премии «Триумф». В 1994 году работы художника впервые пополнили собрание Пушкинского музея — при ГМИИ открылся Музей личных коллекций, куда Святослав Рихтер подарил часть своей коллекции живописи и графики Краснопевцева.
Работы художника входят в собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Циммерли в Нью-Джерси, США, а также во многих других музейных и частных коллекциях. За рубежом творчество художника представляют, в частности, ABA Gallery в Нью-Йорке и галерея Sandmann в Берлине.